Инженер— это звучит?
(Газета "Экономика и время" о проблеме инженерных кадров в Санкт-Петербурге)

Все более-менее образованные люди знают, кто такие Эйфель и Дизель. Да и в России инженер даже в советские времена был фигурой уважаемой: поступить в технический вуз и проектировать суда, самолеты или оружие мечтали многие. Однако времена круто изменились.
Все было более-менее стабильно на рынке инженерного труда до преобразований начала 1990-х. Потом начался затяжной период промышленного кризиса, спрос на инженеров резко упал, и высшая школа, следуя потребностям рынка, сфокусировалась на подготовке тех, кто ему был нужен больше.

Прогнозируемый дефицит

Сейчас любой представитель рекрутинговой или промышленной компании скажет, что спрос на инженерно-технический персонал есть.Причем нередко этот спрос превышает предложение: найти незанятого опытного конструктора или технолога — большая удача. Когда на пороге нового века обнаружился дефицит инженеров, ушедшие из промышленности уже утратили квалификацию, а новых специалистов вузы не готовили. На рынке труда в этом сегменте образовался провал.

«Средний возраст работающих по этому профилю в промышленности — около 50 лет, — сетуют на предприятиях. — Если сегодня ничего не предпринять для привлечения молодых кадров, через несколько лет некому будет выполнять имеющиеся заказы».
Об уровне нехватки специалистов говорит статистика: профессия инженера, по данным службы занятости, систематически попадает в «горячую» десятку самых дефицитных в Петербурге. На портале www.hh.ru за последний месяц опубликованы свыше 320 вакансий по специальности «инженер», да и заработки вполне приличные: квалифицированный работник вполне может претендовать на оплату труда от 28–30 тыс. рублей в месяц. ИТР требуются практически во всех отраслях, а названный уровень заработка — далеко не предел.

По мере сил
Стараются ли в Петербурге решить проблему нехватки инженерных кадров? Да.

Правительство города по мере сил содействует развитию взаимоотношений бизнеса и вузов. В частности, в рамках Программы развития рынка труда на период до 2015 года осуществляют сразу несколько проектов, включая и Программу подготовки и переподготовки кадров для работы в высокотехнологичных отраслях промышленности. В ней, например, предусмотрено приоритетное обучение по таким перспективным специальностям, как микроэлектроника, приборостроение, радиотехника, ракетостроение, оптотехника и другим.

В этой и других программах активно участвуют десятки петербургских предприятий (ФГУП «Адмиралтейские верфи», ФГУП «НИИ «Вектор», ОАО «Климов» и другие), а также около десятка ведущих вузов города. Делают они это потому, что финансирование подготовки специалистов, в основном, осуществляется за счет города. Но в целом система работает по старинке: вузы готовят по тем профилям, на которые есть заказ в обществе, а интересы промышленности так и остаются неудовлетворенными.

Играем», как можем

Система подготовки инженеров для промышленности «заточена» на крупные предприятия, однако кадровые проблемы малых и средних компаний она не решает в принципе.
«Инженер может все!» — так говаривал Рудольф Дизель. Поэтому настоящий профессионал действительно должен обладать очень широким кругозором и массой знаний. В том числе в экономике, управлении и даже праве. Практики жалуются, что даже хорошие выпускники, способные к инженерному труду, подчас имеют очень смутные представления о расчете экономической эффективности, сроках окупаемости и т. д., не владеют иностранными языками. А в малых инновационных фирмах это принципиально важно: у них нет возможности содержать штат экономистов и переводчиков. В результате таким компаниям найти стоящего специалиста из рядов выпускников практически нереально.

Так может, все же нужно учить самим? Только это палка о двух концах: при наличии дефицита кадров хороший инженер недостатка в предложениях не имеет. Подчас получается так, что на крупных предприятиях перспективный человек получает целевую подготовку, необходимый опыт, новые знания, отрабатывает пару лет — и уходит на более высокооплачиваемое место. Хотя, если захотеть, выход есть.

«Политехнический университет активно использует контрактную подготовку, при которой договор заключается между студентом, предприятием и вузом: каждая из сторон берет на себя обязательства, — рассказывает начальник отдела практики и трудоустройства СПбГПУ Владимир Соколовский. — Вуз обеспечивает подготовку, предприятие гарантирует трудоустройство и выплачивает стипендию, а студент после окончания вуза обязан пойти на предприятие». Но этот вариант не очень подходит малым и средним компаниям, не способным «вкладываться» в долгосрочное обучение.

МНЕНИЯ

Павел Плавник,
генеральный директор ОАО «Звезда»

— Ситуация с инженерными кадрами не просто сложная, а, скорее, катастрофическая. Несмотря на то, что в России 555 университетов выпускают ИТР, специалистов, способных работать на современном уровне, крайне мало. Не говоря уже про то, что престиж инженерной работы в обществе низок, и нередко доходит до того, что люди «стесняются» называть свою профессию. Во многом положение предопределяется и материальной стороной: высококвалифицированный сварщик в Петербурге вполне может зарабатывать 50–60 тыс. рублей в месяц, а инженер, занятый в сфере высоких технологий, получает около 30 тыс. Зачем учиться? Хорошие результаты дает лишь целенаправленная работа со студентами еще в университете: у нас из 22 человек четверо остались на предприятии. Но нужна командная, системная работа на более высоком уровне — иначе проблему не решить в принципе.

Феликс Шамрай,
заместитель генерального директора ОАО «ЦТСС»

— С сожалением можно сказать, что существующая система подготовки инженерных кадров во многом не отвечает требованиям современности. Талантливых ребят много, но образовательные стандарты таковы, что выпускники порой не имеют элементарных практических знаний. На предприятиях, в основном, трудятся инженеры старой закалки, подчас мало знакомые с технологиями, которые применяют сейчас. Поэтому случаются ситуации, когда талантливые ребята не приживаются, отторгаются старым коллективом несмотря на свою перспективность. А подготовка современного инженера должна быть комплексной, включая получение не только узкопрофильных знаний, но и экономических, административных, управленческих. Потому что инженер должен уметь не только рассчитать изделие и «нарисовать» его, но и понимать его перспективы, включая экономическую эффективность.

Владимир Соколовский,
начальник отдела практики и трудоустройства СПбГПУ

— Занимаясь организацией практики студентов «Политеха», могу с уверенностью сказать: если вуз и предприятия не будут эффективно сотрудничать и помогать друг другу — проблема так и останется таковой. Сделать нужно не так и много: совместно качественно проводить практику, а сторонам — активно участвовать в подготовке будущих специалистов. То есть вузу внимательно изучать те требования, которые предъявляют предприятия, а им — делегировать своих экспертов для проведения занятий. Но главное — компания должна сделать все, чтобы практикант почувствовал свою значимость. Ему надо поручать ответственные задания, а не расценивать как балласт. Если предприятие, начиная уже с 3-го курса, целенаправленно готовит студента для себя, в соответствии со специализацией — эффект будет.

Владимир Патрушев,
заместитель руководителя представительства ГК «Ростехнологии» в СЗФО

— По тем предприятиям, которые входят в зону нашей ответственности, могу сказать, что у них сейчас две основные проблемы — технологии и кадры. И если первую довольно быстро можно решить с помощью денег, то вторая гораздо серьезнее. За последнее время доля молодых людей на наших предприятиях снизилась до 18% от численности их коллективов, а средний возраст работников сейчас — около 47 лет. По многим профессиям дефицит кадров доходит до 50–60%, и особенно остр он в конструкторско-технологических подразделениях. Кое-что делается: организуются стажировки, практика. Но все равно нужна системная программа, которая была бы способна поставить подготовку инженерных кадров на принципиально новый уровень.

 

 

 Инженер - это звучит?