Новости
Дипломированный проект РЦСТ "Исследование вопросов рекрутинговой социализации как эффективного приёма развития трудоустройства молодёжи" / 23.06.2016

 

Проект Регионального центра содействия трудоустройству отмечен дипломом в специальной номинации "за методологический подход в научной работе" VII Тульского молодёжного конкурса инновационных проектов и идей; научный руководитель - канд. техн. наук, доцент, директор РЦСТ Морозов В.Б.


 

Сегодня, в рамках особых социально-экономических вопросов, актуальным выступает ряд направлений научных интересов – теоретико-практические аспекты рекрутинговой социализации, мониторинг, прогнозирование фактических и моделирование перспективных результатов трудоустройства, исследование рынка труда, научно-методические и практические аспекты адаптации к рынку труда, контроль и управление качеством продукции и процессов. Реализация этих направлений обеспечит качественное трудоустройство молодёжи, особенно если она – выпускники профессиональных образовательных организаций.

Цель работы – комплексная оценка, исследование и практическая реализация вопросов рекрутинговой социализации личности студента в рамках всесторонней деятельности профессионального образовательного учреждения (на примере Тульского государственного университета).

В практике содействия трудоустройству студентов и выпускников Тульского государственного университета, Региональный центр содействия трудоустройству в рамках научно-практической деятельности ввёл в обращение и использование термин «рекрутинговая социализация» – усвоение и прикладная реализация системы знаний, правил, норм закономерностей, особенностей и ценностей, позволяющих личности эффективно функционировать в качества полноправного и полноценного участника рынка труда и работника в профессиональной сфере; при этом обладающего здоровой мотивацией для самореализации в обществе и являющегося профессионалом не только в своей сфере, но и в других сферах жизни.

В профессиональных образовательных учреждениях возникает необходимость эффективно обеспечить и поддержать рекрутинговую социализацию. Для этого создаются специальные условия. В качестве вышеупомянутого выступает сложный, многосторонний и многофакторный комплекс действий, программ, структур и исполнителей.

В Тульском государственном университете предусмотрено и реализуется следующее:

- организация профориентационной работы по всему спектру образовательных траекторий;

- проводится практико-ориентированный учебный процесс;

- организована система практик как компетентностной направленности, так и внутриспециальной профориентации;

- внедрена практика привлечение специалистов с организаций-работодателй в организационную, учебную, аттестационную деятельность;

- предусмотрена активная деятельность Регионального центра содействия трудоустройству, реализующего помощь в адаптации к рынку труда и процессам поиска работы и непосредственного трудоустройства;

- организован рекрутинговый актив в формате обучающих программ по широкому спектру вопросов соответствующей социализации и систематических встреч с организациями-работодателями, государственными и негосударственными службами занятости населения региона и близлежащих областей;

- предусмотрен акцент содействию становления компетентной личности её вовлечением в научно-исследовательскую работу;

- реализуются уникальные проекты, в том числе Школа карьеры, Ярмарки вакансий, олимпиады, блицтурниры, дни профориентации и т.п.

В результате, эффективный процесс рекрутинговой социализации, проводимой в условиях и рамках наиболее активного периода формирования личности, обеспечивается результативной деятельностью при подготовке высокопрофессиональных специалистов для социально-экономических потребностей общества.

ФГОС третьего поколения предусматривают помимо формирования знаний, умений и навыков у выпускников высшего профессионального образования, обеспечение развития личностных профессиональных качеств. Совокупность таких компетенций, позволяет молодому специалисту успешно трудоустроиться и результативно реализовать себя.

Безусловно, процесс снижение доли негативности в отсутствии таких компетенций сложен и трудоёмок. Дополнительным немаловажным критерием выступают качества педагога и работа служб содействия трудоустройству: здесь фигурируют профессиональные и личные достоинства, программы, курсы, и прочее, что становиться ещё одним рычагом воздействия на формирование рекрутинговых компетенций. Конечно, в таком случае, необходимость в качествах педагога и соответствующих служб содействия трудоустройству оказывается обязательной.

Разработаны педагогические приёмы формирования личностных компетенций на основе профессиональных контактов рекрутингового характера. Действительно, практико- или профессионально ориентированная педагогика создаёт, помимо повышенного интереса к специальности, реальное развитие личности студента, будущего выпускника. Оценка своих профессиональных перспектив даёт основательный импульс. Рекрутинговый характер продиктован созданием условия взаимосвязанного интереса у обучающегося и обучаемого.

В качестве обучающих, помимо педагога, выступают специалисты организаций-работодателей.

В роли педагогических приёмов выступают два блока: первые - широко принятые и используемые; вторые – авторские, разработанные и реализуемы в педагогическом процессе.

К первым относятся:

- участие в работе государственной экзаменационной комиссии;

- рецензирование академических работ различного уровня;

- учебная, производственная, педагогическая, научная и преддипломная практики;

- непосредственное преподавание дисциплин «производственниками».

К новым можно отнести:

- тематические лекции по дисциплинам (не систематические, по договорённости);

- экскурсионные рекрутинговые поездки на предприятия и в организации- работодатели.

Реализация разработанных автором педагогических приёмов с привлечением рекрутинговых отделов работодателей осуществлялась на базе кафедры «Технологические системы пищевых и перерабатывающих производств» в дисциплинах «Процессы и аппараты пищевых производств» и «Процессы и аппараты биотехнологии».

Реализация рекрутинговых приёмов, осуществлявшаяся в течение года и полгода для студентов в процессе изучения конкретных дисциплин показывает значительное качественно изменения отношения к рассматриваемой проблематике. Так значительно, более чем в 2 раза снизился объём участников, отрицательно относящихся к реализации таких приёмов. При этом ряд из них радикально изменил своё мнение: с «нет» на «да». Другая часть, в рамках мотивирующей самооценки отказались от однозначного отрицания. Такая позиция, безусловно, положительна, так как ориентируется на большее доверие к работодателю, интересу к своей профессии и будущему, мотивация к образовательному процессу, который становиться более привлекательным.

Также автором проведён анализ трудоустройства молодёжи по специальности, что показало большую удовлетворённость у выпускников по сравнению с работодателями.

 


← Дипломированный проект РЦСТ "Исследование вопросов рекрутинговой социализации как эффективного приёма развития трудоустройства молодёжи"